Для себя сделал выводы относительно сегодняшнего штурма песчаных барханов:
полный привод и высокий клиренс, понятно, были у всех. Шины закапываются в песок любые, больше или меньше.
Можно было спустить до 1 атмосферы, было бы веселей - но не стал рисковать (было где-то 1,5 - 1,6).
Имеет значение крутящий момент на низких оборотах (базовое преимущество у дизелей).
Вовсе не мощность движка. Много лошадей помогут быстрее закопаться, важны лишь на подъеме, где ощущался явно недостаток мощи. Ну и для разгона по песку перед горкой тоже значимо.
Почему дизель с разгона не взял ту самую крутую горку? Просто до нее доехал на малой скорости. Вероятно не хватило мощности набрать скорость перед горкой по ровному песку.
ESP on\off - палка о двух концах. Вкл. - душит движок, машина тупо останавливается, иногда даже на ровной песчаной поверхности. Выкл. - по ровной поверхности прёт,

, но на подъемах, поворотах и ямах также тупо зарывается и садится на пузо и еще в движении кидает по сторонам.
Последнее - мой пример - все видели, что при штурме горы (esp off) на подъеме нехило кинуло вправо на кочку, подбросило и поймал диагональное вывешивание.
Ключевое же значение имеет плавность (!) старта с песка и дальнейшего движения. Это обеспечивается коробкой, ну и "прокладкой" во вторую очередь.
Поскольку в вариаторе бесчисленное множество передач это и заруливает, что наши механические, что обычные автоматы.
Поражало как легко и мягко Иксы трогались с песка, что обеспечивало хорошее сцепление шин с поверхностью. С нашими же рывками и передаточными числами - газуй или не газуй на барханах - будешь пескоройкой.
ИМХО, Икс-трейлы с обычными коробками показали бы такие же результаты как и Тушки.
Если написал фигню, поправьте.
Имеет ли значение бензин? Речь не о его гов..качестве, а об октановом числе. Перед поездкой заправился А-92 на Шелле.
В защиту наших машин: все равно круто!
Ибо туда, где мы худо-бедно, но катались, любой седан или монопривод просто не доедет и близко.
Клубу X-Trail спасибо за участие и возможность сравнить возможности машин в данных условиях.
Получено было много удовольствия и впечатлений.
p.s. Фото, видео - кто-то выложит?