PDA

Просмотр полной версии : Как правильно жаловаться на чиновников и стоит ли?


Запорожец
23.01.2012, 19:13
Поскольку ситуация банальная, не хочу грузить своими проблемами. Попробуем поговорить в общем - как правильно жаловаться на обнаглевшего чиновника и стоит ли? Вот нарыл предварительно:

СПРАВКА
Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.
Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.
(Статья 40 Конституции Украины).

Порядок практической реализации этого права гражданами Украины регулируется Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР с изменениями и дополнениями.

Виды обращений
Обращения граждан могут содержать, в частности, предложения об улучшении деятельности государственных и общественных органов, вскрывать недостатки в их работе, содержать жалобы на действия должностных лиц и т.п.
Содержание и характер обращения определяется его видом:
- замечания и предложения;
- заявление или ходатайство относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов;
- жалоба о нарушении прав и интересов.
Предложение (замечание) - обращение граждан, где высказываются совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.
Обычно в предложениях содержатся данные собственных наблюдений, практики работы автора, затрагиваются проблемы государственной и общественной жизни с указанием недостатков в их решении, допускаемых конкретными органами, а также предлагаются пути и способы решения этих проблем.
Заявление (ходатайство) - обращения граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действу-
ющим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также мнения относительно улучшения их деятельности.
Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п.
Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц. Жалобой также признается несогласие с решением или действиями, которые касаются прав и охраняемых законом интересов граждан.

Куда обращаться?
Обращения могут направляться по адресу:
- органов государственной власти, местного самоуправления;
-объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;
- средств массовой информации;
- должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями.
Подавать обращения необхо-димотем органам, учреждениям и должностным лицам, от которых зависит решение этого вопроса. Если вопросы, затронутые в полученном обращении, не входят в полномочия адресата, обращение пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу в срок не более пяти дней. Об этом
должно сообщаться гражданину, подавшему обращение.
При этом жалобы не могут направляться для рассмотрения тому органу (должностному лицу), действия или решения которого подлежат обжалованию.

Формы обращений
Обращение может быть устным или письменным.
Устное обращение гражданин излагает на личном приеме, и должностное лицо записывает его в журнал (книгу) приема. При этом регистрируются фамилия, имя и отчество посетителя, его адрес, суть вопроса, фамилия лица, ведущего прием, и результаты рассмотрения обращения.
В конце приема гражданину сообщается о принятом по обращению решении. Если решение вопроса относится к компетенции другого органа, гражданину должны оказать содействие в определении этого органа, его местонахождения, телефонов и т.д.
Письменное обращение направляется по почте или передается гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или черезуполномоченное им лицо, если полномочия этого лица оформлены в соответствии с действующим законодательством.
О результатах рассмотрения гражданину может сообщаться в письменной или устной форме (по его желанию).

Составление обращений
Текст обращений, а также решений и ответов на них составляется на украинском или другом языке, приемлемом для сторон.
Для того чтобы обращение могло быть рассмотрено и на него был дан ответ, оно должно быть грамотно составлено.
В обращении обязательно должны содержаться:
- фамилия, имя, отчество обратившегося гражданина;
- место его проживания;
- суть поднятого вопроса;
- замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования.

На письменном обращении также обязательно ставится подпись заявителя (заявителей) с указанием даты. Неподписанное обращение или подписанное таким образом, что невозможно установить авторство, считается анонимным и не подлежит рассмотрению.
К обращению могут прилагаться различные справочные материалы в оригиналах или копиях.
Обращение, оформленное без соблюдения указанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями, как правило, не позднее чем через 10 дней со дня его поступления.
Все обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению.

Сроки рассмотрения обращений граждан
Практически все обращения должны рассматриваться и решаться не дольше одного месяца со дня их поступления. А предельный срок рассмотрения обращений, не требующих дополнительного изучения, вдвое меньше - не более 15 дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать 45 дней.
Если гражданин, подавший обращение, имеет установленные законодательством льготы, его обращение рассматривается в первоочередном порядке.

Что могут требовать граждане?
При рассмотрении заявления или жалобы гражданин имеет право:
- лично изложить доводы лицу, проверявшему заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;
- знакомиться с материалами проверки;
- предоставлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, рассматривающим заявление или жалобу;
- присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;
- пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;
- получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;
- выражать устно или в письменном виде требования относительно соблюдения
тайны рассмотрения заявления или жалобы;
- требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, которые приняли неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанный с представлением и рассмотрением жалобы,обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке. Гражданину также может быть возмещен моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы.

Что обязаны делать чиновники?
Должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:
- объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы;
- по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу;
- отменять или изменять решения, которые подлежат обжалованию, в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или иным нормативным актам;
- безотлагательно принимать меры по пресечению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;
- обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;
- в письменном виде сообщать гражданину о результа-
тах проверки заявления или жалобы и суть принятого решения;
- принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материальных убытков, если они были причинены гражданину в ре-зультате ограничения его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок принятое решение довести до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина;
- в случае признания заявления или жалобы необоснованными разъяснить порядок обжалования принятого по ним решения;
- не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам.
Надзор за соблюдением законодательства об обращении граждан осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

РАССМОТРЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ:
- письменные обращения, в которых не указаны обязательные реквизиты и нет подписи автора (авторов);
- повторные обращения в один и тот же орган от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое уже было решено по существу, а также жалобы на оспариваемые решения и обращения лиц, признанных судом недееспособными.
Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]